Глебова С.В. Этическая экспертиза произведений искусства

Цитировать как:

Глебова С.В. Этическая экспертиза произведений искусства — результаты прикладного исследования // Дискурсы этики. Препринт. 08.09.2021. http://theoreticalappliedethics.org/preprints/21_09_08glebova/

© С.В.Глебова

Информация об авторе:

Глебова Софья Валерьевна, магистр по направлению Прикладная этика, учащаяся аспирантуры Института философии СПбГУ; адрес для корреспонденции: sophi_ign@mail.ru

Текст поступил в редакцию 29.07.2021, принят к публикации 05.09.2021

Правила цитирования и публикации препринтов научного издания «Дискурсы этики» см. Положение о препринтах.

Приглашаем читателей оставлять комментарии на текст препринта. См. форму в конце страницы.


Часть 1. Программа исследования

Цель исследования
Определение положения этической экспертизы произведений искусства в обществе.

Задачи исследования

  • Определение места морали в контексте восприятия произведения искусства;
  • Выявление травмирующего опыта посещения культурных мероприятий;
  • Описание конфликтных ситуаций между обществом, его институтами и художественными заявлениями;
  • Поиск вариантов решения конфликтных ситуаций;
  • Оценка перспектив развития института этической экспертизы;
  • Сформулировать вероятный результат этической экспертизы.

Объект исследования
Результаты опроса посетителей выставок, картинных галерей, спектаклей, аудитории фильмов

Предмет исследования
Представления потребителей контента о необходимости этической экспертизы произведения искусства.

Метод сбора данных
Описание результатов социологического исследования (материал, собранный с 13.05.2019 по 22.05.2021)

Методы обработки данных

  • сравнительного и сопоставительного анализа;
  • статистического и графического представления полученной информации..

Категории анализа

  1. Этический критерий;
  2. Этическая Экспертиза;
  3. Оскорбление;
    1. Оскорбление религиозных чувств;
    2. Оскорбление патриотических чувств;
  4. Толерантность;
  5. Этический эксперт;
  6. Критерии этической экспертизы.

Концепция и гипотезы исследования

Современное положение этической экспертизы в российском пространстве формируется в условиях культурной и социальной глобализации, проникновения «новой этики» и культуры «отмены» с одной стороны, и стремления государства сохранить собственный суверенитет, оказать сопротивление иностранному вмешательству – с другой.

На основании анализа дискуссии «Прикладная этика: экспертный потенциал» (Тюмень, 2012) были выделены следующие проблемные категории для анализа:

  1. Возможность этической экспертизы;
  2. Необходимость этической экспертизы;
  3. Предмет этической экспертизы;
  4. Фигура этического эксперта;
  5. Результат этической экспертизы;
  6. Толерантность;

Данным категориям дается разная оценка в среде потребителей контента культур, данные категории раскрываются с различных позиций, в зависимости от мировоззрения, возраста и образования респондентов.

Предполагается, что старшее поколение будет активнее становиться на сторону проведения этической экспертизы произведения искусства, в силу склонности к консерватизму и стремлению к сохранению этических ценностей.

Люди, прошедшие, через травмирующий опыт будут с большей вероятностью поддерживать необходимость этической экспертизы.

В целом этическая экспертиза в обществе не находит общественной поддержки.

Отчасти предыдущая гипотеза связана с тем, что институт этической экспертизы ассоциируется с политической цензурой на данный момент.

Основными параметрами этической экспертизы, которая отвечает запросам общества могут быть названы непредвзятость, соответствие профессиональным стандартам (в данном случае эстетическим), соответствие нормам общественной морали и параметры возрастных ограничений потребляемого контента.

Часть 2. Описание исследовательской базы.

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотез был составлен опросник, состоящий из 20 вопросов закрытого, полузакрытого и открытого характера. За период с 13.05.2019 по 22.05.2021г. было собрано 617 ответов (3 из которых не являются валидными: два повтора и один респондент не посещает выставки).

Выборка была составлена на основании принципа доступных случаев были опрошены коллеги, студенты автора исследованиям и пр., а также анкета была опубликована в ряде групп в социальных сетях музейных учреждений (музей стрит-арта) и образовательных проектов (теории и практики), т.к. предполагается, что аудитория данных медиа также является посетителями культурных мероприятий.

Результаты опроса показывают, что выборка состоит из респондентов различного возраста: возрастная группа 14-18 лет составляет 19,3%, возрастная группа 19-24 года составляет 33,2%, возрастная группа 25-34 года составляет 19,9% , возрастная группа от 35 до 50 составляет 15,1%, возрастная группа более 50 лет составляет 12%

Возраст респондента
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидные14-1811919,319,419,4
19-2420533,233,452,8
25-3412319,920,072,8
35-509315,115,187,9
более 507412,012,1100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

Табл.1

Выборка показывает также разную степень заинтересованности арт-проектами, однако задача состояла в отборе респондентов, регулярно посещающих культурные мероприятия, поэтому ответивший «никогда» на вопрос «как часто вы посещаете выставки?» — в результаты анкетирования не вошел. Люди, посещающие мероприятия реже, чем раз в год составили 12,6% выборки, один или два раза в год – 25,8% выборки, 36% респондентов отметили, что они посещают выставки, спектакли и т.д. «примерно раз в несколько месяцев», 18.8% становятся аудиторией арт-проектов примерно раз в месяц, а 6,3% респондентов участвуют в культурной жизни каждую неделю.

Как часто Вы посещаете выставки?
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныереже, чем раз в год7812,612,712,7
Раз в год-раз в полгода15925,825,938,6
Примерно раз в несколько месяцев22236,036,274,8
Примерно раз в месяц11618,818,993,6
Каждую неделю396,36,4100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

Табл.2

Посетители выставок люди, в основном, получающие (35%) или получившие высшее образование (47,5%); люди со средним общим образованием составляют 8.6%, со средним специальным 4.5%, а не окончившие среднее образование респонденты составляют 3,9% выборки.

Образование Респондента
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныенезаконченное среднее243,93,93,9
среднее общее538,68,612,5
среднее специальное284,54,617,1
незаконченное высшее21635,035,252,3
высшее29347,547,7100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

Табл. 3

Таким образом, исходя из описанных параметров можно заключить, что выборка соответствует поставленным диагностическим целям (составляет более 200 человек[1]), представляет собой целевую выборку, составленную на основании принципа доступных случаев, и позволяет производить факторный анализ (т.к. количество респондентов, 614 превосходит количество переменных, 149, более, чем в три раза, в 4,12).

После проведения опроса респондентов, для обработки базы данных ответов их ответы были кодифицированы. Ответы закрытого типа (1, 3, 5, 7, 8, 11, 12, 15, 16), требующие ответа Да/Нет, а также ответы закрытого и полузакрытого типа (2, 17, 18, 19, 20) – были кодированы путем присвоения каждому варианту ответов числовому шифру. Ответы открытого типа (4, 6, 12, 13, 14) были проанализированы методом контент-анализа и выделены основные значимые упоминаемые варианты ответов, обозначены как переменные и в ответах было указано упомянута ли данная переменная в ответе респондентом по принципу ответов «Да/Нет».

Часть 3. Итоги социологического исследования.

Результаты опроса показали, что значение этической составляющей, содержащейся в искусстве определяется как более весомое людьми старшего поколения. Молодые люди (с 14 до 34) определяют параметр «этической нагрузки» значимым только примерно в 50% случаев, в то время как возрастная группа 35-50 – в 78%, а люди старше 50 – в 85%.

Перекрестная таблица
 Как вы считаете, нужен ли этический критерий в искусстве?Всего
ДаНет
ВозрастРеспондента14-18Количество6752119
% в ВозрастРеспондента56,3%43,7%100,0%
% в Как вы считаете, нужен ли этический критерий в искусстве?17,8%21,9%19,4%
19-24Количество105100205
% в ВозрастРеспондента51,2%48,8%100,0%
% в Как вы считаете, нужен ли этический критерий в искусстве?27,9%42,2%33,4%
25-34Количество6954123
% в ВозрастРеспондента56,1%43,9%100,0%
% в Как вы считаете, нужен ли этический критерий в искусстве?18,3%22,8%20,0%
35-50Количество732093
% в ВозрастРеспондента78,5%21,5%100,0%
% в Как вы считаете, нужен ли этический критерий в искусстве?19,4%8,4%15,1%
более 50Количество631174
% в ВозрастРеспондента85,1%14,9%100,0%
% в Как вы считаете, нужен ли этический критерий в искусстве?16,7%4,6%12,1%
ВсегоКоличество377237614
% в ВозрастРеспондента61,4%38,6%100,0%
% в Как вы считаете, нужен ли этический критерий в искусстве?100,0%100,0%100,0%

Табл. 4

Среди тех, кто отметил важность этического критерия, большинство отмечает существенную важность этического критерия, хоть и не определяет его решающим фактором в оценке произведения искусства. Только большинство респондентов возрастной группы 25-34, отметило, что нравственные параметры не играют ведущей роли.

Перекрестная таблица
 Насколько он важен?Всего
не важенсущественен, но не значителенваженсущественно важенимеет критически важное значение
ВозрастРеспондента14-18Количество0623271167
% в ВозрастРеспондента0,0%9,0%34,3%40,3%16,4%100,0%
% в Насколько он важен?0,0%25,0%18,9%19,0%12,5%17,8%
19-24Количество18424311105
% в ВозрастРеспондента1,0%7,6%40,0%41,0%10,5%100,0%
% в Насколько он важен?100,0%33,3%34,4%30,3%12,5%27,9%
25-34Количество0527261169
% в ВозрастРеспондента0,0%7,2%39,1%37,7%15,9%100,0%
% в Насколько он важен?0,0%20,8%22,1%18,3%12,5%18,3%
35-50Количество0320232773
% в ВозрастРеспондента0,0%4,1%27,4%31,5%37,0%100,0%
% в Насколько он важен?0,0%12,5%16,4%16,2%30,7%19,4%
более 50Количество0210232863
% в ВозрастРеспондента0,0%3,2%15,9%36,5%44,4%100,0%
% в Насколько он важен?0,0%8,3%8,2%16,2%31,8%16,7%
ВсегоКоличество12412214288377
% в ВозрастРеспондента0,3%6,4%32,4%37,7%23,3%100,0%
% в Насколько он важен?100,0%100,0%100,0%100,0%100,0%100,0%

Табл. 5

В целом, Важность этического критерия признают большинство, 61,1%, важность нравственной составляющей сюжета произведения.

Табл.6

Только большинство респондентов старшего возраста (50 и более) не сомневаются в необходимости этической экспертизы произведения искусства. В целом, 58.8% респондентов не видят необходимости в предварительном проведении этической экспертизы произведения искусства.

Перекрестная таблица
 НужнаЭЭВсего
данет
ВозрастРеспондента14-18Количество4178119
% в ВозрастРеспондента34,5%65,5%100,0%
% в НужнаЭЭ16,1%21,7%19,4%
19-24Количество60145205
% в ВозрастРеспондента29,3%70,7%100,0%
% в НужнаЭЭ23,6%40,3%33,4%
25-34Количество4182123
% в ВозрастРеспондента33,3%66,7%100,0%
% в НужнаЭЭ16,1%22,8%20,0%
35-50Количество613293
% в ВозрастРеспондента65,6%34,4%100,0%
% в НужнаЭЭ24,0%8,9%15,1%
более 50Количество512374
% в ВозрастРеспондента68,9%31,1%100,0%
% в НужнаЭЭ20,1%6,4%12,1%
ВсегоКоличество254360614
% в ВозрастРеспондента41,4%58,6%100,0%
% в НужнаЭЭ100,0%100,0%100,0%

Табл. 7

Табл.8

Не зависимо от возраста респонденты, в основном, отметили, что никогда не испытывали дискомфорта при просмотре художественного контента (82.3%), а также считают наложение запрета на демонстрацию произведения провластными структурами неправильным.

Табл. 9

Большинство респондентов (65%) переживших травмирующий опыт в контексте восприятия произведения искусства, считают этическую экспертизу необходимой.

Перекрестная таблица
 Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.Всего
ДаНет
НужнаЭЭдаКоличество71183254
% в НужнаЭЭ28,0%72,0%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.65,1%36,2%41,4%
нетКоличество38322360
% в НужнаЭЭ10,6%89,4%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.34,9%63,8%58,6%
ВсегоКоличество109505614
% в НужнаЭЭ17,8%82,2%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.100,0%100,0%100,0%

Табл. 10

Запрет выставки также одобряется среди большего количества респондентов, имевших травмирующий моральный опыт посещения выставок, спектаклей или просмотра фильмов (52.2%).

Перекрестная таблица
 Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.Всего
ДаНет
ПравильностьЗапретаДаКоличество121123
% в ПравильностьЗапрета52,2%47,8%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.25,5%5,1%8,7%
НетКоличество35205240
% в ПравильностьЗапрета14,6%85,4%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.74,5%94,9%91,3%
ВсегоКоличество47216263
% в ПравильностьЗапрета17,9%82,1%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.100,0%100,0%100,0%

 Табл. 11

Чувствительность восприятия постепенно повышается с возрастом (однако автор исследования предполагает, что такое распределение может быть также связано с большим опытом и «насмотренностью» респондентов). Тем не менее, с возрастом люди склонны также более лояльно относиться к запретам и снятиям выставок, спектаклей, фильмов и пр.

Перекрестная таблица
 Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.Всего
ДаНет
ВозрастРеспондента14-18Количество15104119
% в ВозрастРеспондента12,6%87,4%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.13,8%20,6%19,4%
19-24Количество25180205
% в ВозрастРеспондента12,2%87,8%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.22,9%35,6%33,4%
25-34Количество2598123
% в ВозрастРеспондента20,3%79,7%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.22,9%19,4%20,0%
35-50Количество246993
% в ВозрастРеспондента25,8%74,2%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.22,0%13,7%15,1%
более 50Количество205474
% в ВозрастРеспондента27,0%73,0%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.18,3%10,7%12,1%
ВсегоКоличество109505614
% в ВозрастРеспондента17,8%82,2%100,0%
% в Можете ли вы вспомнить произведение искусства (или выставку), которое задело ваши моральные чувства: оскорбило/обидело/унизило и т.д.100,0%100,0%100,0%

Табл. 12

Перекрестная таблица
 ПравильностьЗапретаВсего
ДаНет
ВозрастРеспондента14-18Количество12829
% в ВозрастРеспондента3,4%96,6%100,0%
% в ПравильностьЗапрета4,3%11,7%11,0%
19-24Количество596101
% в ВозрастРеспондента5,0%95,0%100,0%
% в ПравильностьЗапрета21,7%40,0%38,4%
25-34Количество56469
% в ВозрастРеспондента7,2%92,8%100,0%
% в ПравильностьЗапрета21,7%26,7%26,2%
35-50Количество43539
% в ВозрастРеспондента10,3%89,7%100,0%
% в ПравильностьЗапрета17,4%14,6%14,8%
более 50Количество81725
% в ВозрастРеспондента32,0%68,0%100,0%
% в ПравильностьЗапрета34,8%7,1%9,5%
ВсегоКоличество23240263
% в ВозрастРеспондента8,7%91,3%100,0%
% в ПравильностьЗапрета100,0%100,0%100,0%

Табл. 13

Однако в среднем большинство респондентов (77%), которые сталкивались с властными санкциями в отношении произведений искусства, считают, что в случае запрета выставки, фильма или спектакля органами власти – нравственные аргументы прикрывают политические мотивы.

Табл. 14

В частности, правильными к запрету были признаны выставка Джока Стреджес «Без смущения», произведения Берджеса, опера Тангейзер, спектакли театра «театр.doc», спектакль «Чиполино» (по одному упоминанию) «Осторожно, Религия», спектакли Среберенникова (два упоминания). Два респондента указали на правильность запрета к показу произведения искусства, не указав его название [Таблицы. Оправдание запрета властью].

Наибольшее количество респондентов, чьи религиозные чувства были задеты принадлежат к возрастной группе 35-50.

Перекрестная таблица
 ОскорблениеРЧВсего
Да и они задели мои религиозные чувства тожеДа, но моих РЧ они не задели (я религиозен)Да, но моих РЧ они не задели я не религиозенне помню
ВозрастРеспондента14-18Количество1113176119
% в ВозрастРеспондента0,8%9,2%26,1%63,9%100,0%
% в ОскорблениеРЧ5,6%15,7%13,6%25,6%19,4%
19-24Количество2218695204
% в ВозрастРеспондента1,0%10,3%42,2%46,6%100,0%
% в ОскорблениеРЧ11,1%30,0%37,7%32,0%33,3%
25-34Количество5176041123
% в ВозрастРеспондента4,1%13,8%48,8%33,3%100,0%
% в ОскорблениеРЧ27,8%24,3%26,3%13,8%20,1%
35-50Количество711304593
% в ВозрастРеспондента7,5%11,8%32,3%48,4%100,0%
% в ОскорблениеРЧ38,9%15,7%13,2%15,2%15,2%
более 50Количество310214074
% в ВозрастРеспондента4,1%13,5%28,4%54,1%100,0%
% в ОскорблениеРЧ16,7%14,3%9,2%13,5%12,1%
ВсегоКоличество1870228297613
% в ВозрастРеспондента2,9%11,4%37,2%48,5%100,0%
% в ОскорблениеРЧ100,0%100,0%100,0%100,0%100,0%

Табл. 15

Среди произведений искусства, оскорбивших религиозные чувства были перечислены фильм Матильда, выставка «осторожно! Религия», Выставка Джока Стреджерса «Без смущения», Карикатуры Шарли (по одному упоминанию), Pussy Riot, Запретное искусство (2 упоминания), [Таблицы оскорбление чувств верующих]

Большинство респондентов, которые признают возможность этической экспертизы, считают, что итог этической экспертизы не может носить санкционный характер, а лишь информативный (44.1% респондентов, считаю, что итогом должна быть рекомендация автору к исправлению, 33,7% — определяют возможным итогом формулировку информации к размышлению, а 11.1% — характеристику произведения искусства как морального или аморального). Данные результаты подтверждают результаты теоретического исследования.

Табл. 16

Среди наиболее спорных в нравственном отношении тематического  отмечены насилие и оголенная натура и эксперименты с телесностью (8.7% респондентов признали запрет таких произведения искусства правильным)

Перекрестная таблица
 МОнасилиеВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество22123
% в ПравильностьЗапрета8,7%91,3%100,0%
% в МОнасилие33,3%8,2%8,7%
НетКоличество4236240
% в ПравильностьЗапрета1,7%98,3%100,0%
% в МОнасилие66,7%91,8%91,3%
ВсегоКоличество6257263
% в ПравильностьЗапрета2,3%97,7%100,0%
% в МОнасилие100,0%100,0%100,0%

Табл. 17

Перекрестная таблица
 МОоголеннаяНатураВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество22123
% в ПравильностьЗапрета8,7%91,3%100,0%
% в МОоголеннаяНатура100,0%8,0%8,7%
НетКоличество0240240
% в ПравильностьЗапрета0,0%100,0%100,0%
% в МОоголеннаяНатура0,0%92,0%91,3%
ВсегоКоличество2261263
% в ПравильностьЗапрета0,8%99,2%100,0%
% в МОоголеннаяНатура100,0%100,0%100,0%

Табл. 18

Перекрестная таблица
 МОИспражненияВсего
нет
ПравильностьЗапретаДаКоличество2323
% в ПравильностьЗапрета100,0%100,0%
% в МОИспражнения8,7%8,7%
НетКоличество240240
% в ПравильностьЗапрета100,0%100,0%
% в МОИспражнения91,3%91,3%
ВсегоКоличество263263
% в ПравильностьЗапрета100,0%100,0%
% в МОИспражнения100,0%100,0%
    

Табл. 19

Среди наиболее существенных рисков этической экспертизы респондентами были отмечены угроза ограничения свободы искусства, ограничение средств самовыражения художника и опасения сохранения субъективности результата этической экспертизы (21,6%, 12,3% и 13,6%, соответственно)

Риски Этической экспертизы. Свобода
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда13321,621,721,7
нет48178,078,3100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

Табл. 20

Риски Этической экспертизы. Субъективность
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда8413,613,713,7
нет53085,986,3100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

Табл. 21

Риски Этической экспертизы. Самовыражение
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда7612,312,412,4
нет53887,287,6100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

Табл. 22

Также среди значимых опасений были отмечены возможность превращения этической экспертизы в инструмент политической пропаганды и санкций (6,2% респондентов) влияние экспертов на восприятие зрителем произведения искусства (2 упоминания); мировоззренческая функция искусства, в рамках которой художник формулирует определенный вызов настоящей нравственной системой или актуализирует тенденции к изменению в системе нравственности или даже фактическое описание художественным языком текущего положения в обществе (6,8% в целом). 8 (1,3%) респондентов отметили, что значимость искусства в любом случае будет определена с течением времени [Таблицы. Риски ЭЭ]

В качестве положительных эффектов и задач этической экспертизы четверть респондентов (24,8%) отметили, что процедура поможет оставаться в рамках норм общественной морали, избегать внутренних конфликтов (4 упоминания). Также задачу этической экспертизы 5% респондентов видят в предварительном информировании аудитории, в т.ч. составлении возрастных рекомендаций (3.7%). При этом, 3,4% респондентов, в первую очередь возлагают надежды на самоцензуру художника, а 2 респондента считают, что решение этической экспертизы поможет обезопасить художника в случае возникновения конфликта [Таблицы. Положительные аспекты ЭЭ].

 Среди критериев этической экспертизы наибольшее количество рецензентов отметили этический критерий (соблюдение норм общественной морали) (33 упоминания), эстетический и профессиональный критерии (16 упоминаний), соблюдение законодательства Российской федерации (16 упоминаний), насилие (15 упоминаний), наличие эротических элементов (14 упоминаний), смысловое содержание произведения искусства (13 упоминаний), соблюдение уважения религиозным  чувствам верующий (13 упоминаний).[Таблицы этическая экспертиза и ее критерии]

Состав комиссии по мнению посетителей выставок и спектаклей с необходимостью должны входить искусствоведы и теоретики искусства (54 упоминания), художники (43 упоминания), при этом некоторыми респондентами было отмечено, что в случае привлечения представителей данных профессиональных групп необходимо избегать конфликта интересов; также 24 респондента отметили, что в состав комиссии могут входить сами потребители контента (часть из этих респондентов отметила совещательный характер голоса публики); 11 анкетируемых упомянули священнослужителей как представителей этической комиссии и 3 респондента предложили принять участие в вынесении моральной оценки произведению искусства религиоведу; специалистов по этике и философов отметили в общей слаженности 19 человек; 11 упоминаний также помещают в данный коллектив юристов. При этом, в процентном соотношении, к экспертам-представителям религиозных сфер чаще апеллировали респонденты, определившие себя как религиозных.

Перекрестная таблица
 ЭкспертСвященнослужительВсего
данет
ОскорблениеРЧДа и они задели мои религиозные чувства тожеКоличество21618
% в ОскорблениеРЧ11,1%88,9%100,0%
% в ЭкспертСвященнослужитель18,2%2,7%2,9%
Да, но моих РЧ они не задели (я религиозен)Количество36770
% в ОскорблениеРЧ4,3%95,7%100,0%
% в ЭкспертСвященнослужитель27,3%11,1%11,4%
Да, но моих РЧ они не задели я не религиозенКоличество3225228
% в ОскорблениеРЧ1,3%98,7%100,0%
% в ЭкспертСвященнослужитель27,3%37,4%37,2%
не помнюКоличество3294297
% в ОскорблениеРЧ1,0%99,0%100,0%
% в ЭкспертСвященнослужитель27,3%48,8%48,5%
ВсегоКоличество11602613
% в ОскорблениеРЧ1,8%98,2%100,0%
% в ЭкспертСвященнослужитель100,0%100,0%100,0%

Табл. 23

Перекрестная таблица
 ЭкспертРелигиоведВсего
данет
ОскорблениеРЧДа и они задели мои религиозные чувства тожеКоличество11718
% в ОскорблениеРЧ5,6%94,4%100,0%
% в ЭкспертРелигиовед33,3%2,8%2,9%
Да, но моих РЧ они не задели (я религиозен)Количество07070
% в ОскорблениеРЧ0,0%100,0%100,0%
% в ЭкспертРелигиовед0,0%11,5%11,4%
Да, но моих РЧ они не задели я не религиозенКоличество2226228
% в ОскорблениеРЧ0,9%99,1%100,0%
% в ЭкспертРелигиовед66,7%37,0%37,2%
не помнюКоличество0297297
% в ОскорблениеРЧ0,0%100,0%100,0%
% в ЭкспертРелигиовед0,0%48,7%48,5%
ВсегоКоличество3610613
% в ОскорблениеРЧ0,5%99,5%100,0%
% в ЭкспертРелигиовед100,0%100,0%100,0%

Табл. 24

  Также были перечислены представители власти (8 человек). при этом 9 респондентов выразили крайнее недоверий к властьимущим как представителям этической комисссии. Также упоминаются историки (10 упоминаний), психологи и психиатры (9 и 5 упоминаний, соответственно), педагоги (9 упоминаний), социологи (5 упоминаний), люди, имеющие родительский опыт (4 упоминания), журналисты (2 упоминания) и ученые (7 упоминаний). [Таблицы эксперт].

Выводы

Таким образом, результаты исследования показали настороженное отношение зрительской аудитории к институту этической экспертизы в сфере искусства, что связано с опасениями в субъективном диктате нравственных оценок и ограничении свободы художника и искусства в целом. Особенно остро риторическим представляется аспект регуляции проведения этической экспертизы властными и «провластными структурами». Тем не менее, значимость нравственного критерия для восприятия произведения искусства является одним из важных критериев его оценки.

Отсутствие ощущения необходимости применения этической экспертизы также связано с низким порогом «нравственной травматичности» посредством произведений искусства. Тем не менее, исследование показывает значительную степень радикализации по отношению к арт-проектам, в случае негативного опыта перцепции произведения, что, в свою очередь доказывает необходимость снижения возможной травмации посетителя, посредством предварительного проведения этической экспертизы.

Основными конфликтогенными факторами, формирующими негативное отношение к произведению искусства является тематика насилия (в т.ч. сексуального, насилия над животными), эксперименты с телесностью (эротизм, испражнения, оголенная детская натура и т.д.), иронизирование в тексте произведения искусства, интерпретации содержания религиозных верований, интерпретации историко-политических событий и неадекватность художественно-выразительных средств.

Стоит признать, что однозначное (одностороннее) решение данных конфликтов в контексте мета-ироничной культуры искусства постмодерна невозможно, т.к. искусство само по себе содержит в себе вызов повседневности, его мировоззренческая функция предполагает рефлексию касательно текущего состояния общества, в т.ч. состояния морали. Тем не менее, одним из наиболее вероятных вариантов представляется составление рецензии, предоставляющей полную характеристику выставки, с рекомендациями к (не)посещению определенными группами населения.

Подобный итог этической экспертизы представляется наиболее логичным в связи с тем, что исследование продемонстрировало, что различные группы населения по-разному реагируют на содержание художественных произведений. Так, старшее поколение более чувствительно к нарушению норм общественной морали, а верующие посетители культурных событий к интерпретациям религиозных сюжетов.

Для составления наиболее легитимных рекомендаций, по мнению респондентов, наиболее эффективной будет коллективная этическая комиссия, состоящая из представителей профессиональных дисциплин (искусствоведов и художников), специалистов в области философии морали, представителей широкой общественности (потребителей контента), специалистов в области религии, психологии и юриспруденции. Результатом подобной экспертизы может быть исключительно информирование потенциального зрителя о содержании и тематической направленности произведения искусства.

Таблицы. Оправдание запрета властью

Перекрестная таблица
 ЗВТангейзерВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество12223
% в ПравильностьЗапрета4,3%95,7%100,0%
% в ЗВТангейзер3,7%9,3%8,7%
НетКоличество26214240
% в ПравильностьЗапрета10,8%89,2%100,0%
% в ЗВТангейзер96,3%90,7%91,3%
ВсегоКоличество27236263
% в ПравильностьЗапрета10,3%89,7%100,0%
% в ЗВТангейзер100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 ЗВДжокСтреджесВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество12223
% в ПравильностьЗапрета4,3%95,7%100,0%
% в ЗВДжокСтреджес3,8%9,3%8,7%
НетКоличество25215240
% в ПравильностьЗапрета10,4%89,6%100,0%
% в ЗВДжокСтреджес96,2%90,7%91,3%
ВсегоКоличество26237263
% в ПравильностьЗапрета9,9%90,1%100,0%
% в ЗВДжокСтреджес100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 ЗВОсторожноРелигияВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество22123
% в ПравильностьЗапрета8,7%91,3%100,0%
% в ЗВОсторожноРелигия28,6%8,2%8,7%
НетКоличество5235240
% в ПравильностьЗапрета2,1%97,9%100,0%
% в ЗВОсторожноРелигия71,4%91,8%91,3%
ВсегоКоличество7256263
% в ПравильностьЗапрета2,7%97,3%100,0%
% в ЗВОсторожноРелигия100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 ЗВСпектаклиСеребренниковаВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество22123
% в ПравильностьЗапрета8,7%91,3%100,0%
% в ЗВСпектаклиСеребренникова14,3%8,4%8,7%
НетКоличество12228240
% в ПравильностьЗапрета5,0%95,0%100,0%
% в ЗВСпектаклиСеребренникова85,7%91,6%91,3%
ВсегоКоличество14249263
% в ПравильностьЗапрета5,3%94,7%100,0%
% в ЗВСпектаклиСеребренникова100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 ЗВБерджесВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество12223
% в ПравильностьЗапрета4,3%95,7%100,0%
% в ЗВБерджес33,3%8,5%8,7%
НетКоличество2238240
% в ПравильностьЗапрета0,8%99,2%100,0%
% в ЗВБерджес66,7%91,5%91,3%
ВсегоКоличество3260263
% в ПравильностьЗапрета1,1%98,9%100,0%
% в ЗВБерджес100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 ЗВТеат.docВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество12223
% в ПравильностьЗапрета4,3%95,7%100,0%
% в ЗВТеат.doc16,7%8,6%8,7%
НетКоличество5235240
% в ПравильностьЗапрета2,1%97,9%100,0%
% в ЗВТеат.doc83,3%91,4%91,3%
ВсегоКоличество6257263
% в ПравильностьЗапрета2,3%97,7%100,0%
% в ЗВТеат.doc100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 ЗВЧиполиноВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество12223
% в ПравильностьЗапрета4,3%95,7%100,0%
% в ЗВЧиполино10,0%8,7%8,7%
НетКоличество9231240
% в ПравильностьЗапрета3,8%96,3%100,0%
% в ЗВЧиполино90,0%91,3%91,3%
ВсегоКоличество10253263
% в ПравильностьЗапрета3,8%96,2%100,0%
% в ЗВЧиполино100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 ЗВДругоеВсего
данет
ПравильностьЗапретаДаКоличество22123
% в ПравильностьЗапрета8,7%91,3%100,0%
% в ЗВДругое7,4%8,9%8,7%
НетКоличество25215240
% в ПравильностьЗапрета10,4%89,6%100,0%
% в ЗВДругое92,6%91,1%91,3%
ВсегоКоличество27236263
% в ПравильностьЗапрета10,3%89,7%100,0%
% в ЗВДругое100,0%100,0%100,0%

Таблицы. Оскорбление чувств верующих

Перекрестная таблица
 РЧМатильдаВсего
данет
ОскорблениеРЧДа и они задели мои религиозные чувства тожеКоличество11718
% в ОскорблениеРЧ5,6%94,4%100,0%
% в РЧМатильда4,2%2,9%2,9%
Да, но моих РЧ они не задели (я религиозен)Количество26870
% в ОскорблениеРЧ2,9%97,1%100,0%
% в РЧМатильда8,3%11,5%11,4%
Да, но моих РЧ они не задели я не религиозенКоличество21207228
% в ОскорблениеРЧ9,2%90,8%100,0%
% в РЧМатильда87,5%35,1%37,2%
не помнюКоличество0297297
% в ОскорблениеРЧ0,0%100,0%100,0%
% в РЧМатильда0,0%50,4%48,5%
ВсегоКоличество24589613
% в ОскорблениеРЧ3,9%96,1%100,0%
% в РЧМатильда100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 РЧОсторожноРелигияВсего
данет
ОскорблениеРЧДа и они задели мои религиозные чувства тожеКоличество11718
% в ОскорблениеРЧ5,6%94,4%100,0%
% в РЧОсторожноРелигия8,3%2,8%2,9%
Да, но моих РЧ они не задели (я религиозен)Количество07070
% в ОскорблениеРЧ0,0%100,0%100,0%
% в РЧОсторожноРелигия0,0%11,6%11,4%
Да, но моих РЧ они не задели я не религиозенКоличество11217228
% в ОскорблениеРЧ4,8%95,2%100,0%
% в РЧОсторожноРелигия91,7%36,1%37,2%
не помнюКоличество0297297
% в ОскорблениеРЧ0,0%100,0%100,0%
% в РЧОсторожноРелигия0,0%49,4%48,5%
ВсегоКоличество12601613
% в ОскорблениеРЧ2,0%98,0%100,0%
% в РЧОсторожноРелигия100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 РЧPussyRiotВсего
данет
ОскорблениеРЧДа и они задели мои религиозные чувства тожеКоличество21618
% в ОскорблениеРЧ11,1%88,9%100,0%
% в РЧPussyRiot12,5%2,7%2,9%
Да, но моих РЧ они не задели (я религиозен)Количество56570
% в ОскорблениеРЧ7,1%92,9%100,0%
% в РЧPussyRiot31,3%10,9%11,4%
Да, но моих РЧ они не задели я не религиозенКоличество9219228
% в ОскорблениеРЧ3,9%96,1%100,0%
% в РЧPussyRiot56,3%36,7%37,2%
не помнюКоличество0297297
% в ОскорблениеРЧ0,0%100,0%100,0%
% в РЧPussyRiot0,0%49,7%48,5%
ВсегоКоличество16597613
% в ОскорблениеРЧ2,6%97,4%100,0%
% в РЧPussyRiot100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 РЧЗапретноеИскусствоВсего
данет
ОскорблениеРЧДа и они задели мои религиозные чувства тожеКоличество21618
% в ОскорблениеРЧ11,1%88,9%100,0%
% в РЧЗапретноеИскусство33,3%2,6%2,9%
Да, но моих РЧ они не задели (я религиозен)Количество26870
% в ОскорблениеРЧ2,9%97,1%100,0%
% в РЧЗапретноеИскусство33,3%11,2%11,4%
Да, но моих РЧ они не задели я не религиозенКоличество2226228
% в ОскорблениеРЧ0,9%99,1%100,0%
% в РЧЗапретноеИскусство33,3%37,2%37,2%
не помнюКоличество0297297
% в ОскорблениеРЧ0,0%100,0%100,0%
% в РЧЗапретноеИскусство0,0%48,9%48,5%
ВсегоКоличество6607613
% в ОскорблениеРЧ1,0%99,0%100,0%
% в РЧЗапретноеИскусство100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 РЧДжокСтреджесВсего
данет
ОскорблениеРЧДа и они задели мои религиозные чувства тожеКоличество11718
% в ОскорблениеРЧ5,6%94,4%100,0%
% в РЧДжокСтреджес20,0%2,8%2,9%
Да, но моих РЧ они не задели (я религиозен)Количество16970
% в ОскорблениеРЧ1,4%98,6%100,0%
% в РЧДжокСтреджес20,0%11,3%11,4%
Да, но моих РЧ они не задели я не религиозенКоличество3225228
% в ОскорблениеРЧ1,3%98,7%100,0%
% в РЧДжокСтреджес60,0%37,0%37,2%
не помнюКоличество0297297
% в ОскорблениеРЧ0,0%100,0%100,0%
% в РЧДжокСтреджес0,0%48,8%48,5%
ВсегоКоличество5608613
% в ОскорблениеРЧ0,8%99,2%100,0%
% в РЧДжокСтреджес100,0%100,0%100,0%
Перекрестная таблица
 РЧКарикатурыВсего
данет
ОскорблениеРЧДа и они задели мои религиозные чувства тожеКоличество11718
% в ОскорблениеРЧ5,6%94,4%100,0%
% в РЧКарикатуры20,0%2,8%2,9%
Да, но моих РЧ они не задели (я религиозен)Количество16970
% в ОскорблениеРЧ1,4%98,6%100,0%
% в РЧКарикатуры20,0%11,3%11,4%
Да, но моих РЧ они не задели я не религиозенКоличество3225228
% в ОскорблениеРЧ1,3%98,7%100,0%
% в РЧКарикатуры60,0%37,0%37,2%
не помнюКоличество0297297
% в ОскорблениеРЧ0,0%100,0%100,0%
% в РЧКарикатуры0,0%48,8%48,5%
ВсегоКоличество5608613
% в ОскорблениеРЧ0,8%99,2%100,0%
% в РЧКарикатуры100,0%100,0%100,0%

Таблицы этическая экспертиза и ее критерии

ЭЭдаЭтическиеНормы
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда15324,824,924,9
нет46174,775,1100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаИнформирование
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда315,05,05,0
нет58394,595,0100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаВозраст
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда233,73,73,7
нет59195,896,3100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаСамоцензура
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда213,43,43,4
нет59396,196,6100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаНетКонфликта
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда4,6,7,7
нет61098,999,3100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаЗащитаХудожника
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда2,3,3,3
нет61299,299,7100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаИскусствоведческаяЭкспертиза
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда284,54,64,6
нет58695,095,4100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

Таблицы этическая экспертиза. Эксперт.

ЭкспертЮрист
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда111,81,81,8
нет60397,798,2100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертСвященнослужитель
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда111,81,81,8
нет60397,798,2100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертМассы
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда243,93,93,9
нет59095,696,1100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертИскусствовед
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда548,88,88,8
нет56090,891,2100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертИсторик
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда101,61,61,6
нет60497,998,4100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертЭтик
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда193,13,13,1
нет59596,496,9100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертПсихолог
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда91,51,51,5
нет60598,198,5100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертПедагог
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда91,51,51,5
нет60598,198,5100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертХудожник
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда437,07,07,0
нет57192,593,0100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертРелигиовед
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда3,5,5,5
нет61199,099,5100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертСоциолог
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда5,8,8,8
нет60998,799,2100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертРодители
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда4,6,7,7
нет61098,999,3100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертЖурналист
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда2,3,3,3
нет61299,299,7100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертУченый
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда71,11,11,1
нет60798,498,9100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭкспертПсихиатр
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда5,8,8,8
нет60998,799,2100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

Таблицы. Риски этической экспертизы

ЭЭНетСвобода
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда13321,621,721,7
нет48178,078,3100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭНетНетСвязи
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда111,81,81,8
нет60397,798,2100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭНетСубъективность
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда8413,613,713,7
нет53085,986,3100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭНетСамовыражение
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда7612,312,412,4
нет53887,287,6100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭнетПолитПропаганда
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда386,26,26,2
нет57693,493,8100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭнетВызов
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда284,54,64,6
нет58695,095,4100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭнетЕстественныйОтбор
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда81,31,31,3
нет60698,298,7100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭнетВнеконтекстность
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда5,8,8,8
нет60998,799,2100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭнетИдолыТеатра
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда2,3,3,3
нет61299,299,7100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭнетРеакцияНаРеальность
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда91,51,51,5
нет60598,198,5100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

Таблицы. Положительные аспекты ЭЭ

ЭЭдаЭтическиеНормы
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда15324,824,924,9
нет46174,775,1100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаИнформирование
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда315,05,05,0
нет58394,595,0100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаВозраст
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда233,73,73,7
нет59195,896,3100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаСамоцензура
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда213,43,43,4
нет59396,196,6100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаНетКонфликта
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда4,6,7,7
нет61098,999,3100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаЗащитаХудожника
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда2,3,3,3
нет61299,299,7100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  
ЭЭдаИскусствоведческаяЭкспертиза
 ЧастотаПроцентыВалидный процентНакопленный процент
Валидныеда284,54,64,6
нет58695,095,4100,0
Всего61499,5100,0 
ПропущенныеСистемные3,5  
Всего617100,0  

[1] Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 389 с.

3 ответов к “Глебова С.В. Этическая экспертиза произведений искусства”

ru_RU